Установили источник бесперебойного питания и забыли о нем, тогда не рассчитывайте на надежную защиту обслуживаемого оборудования от перепадов напряжения и внезапных отключений электроснабжения. Практика показала, что только грамотный подход к техническому обслуживанию, регулярная и своевременная профилактика ИБП способны гарантировать положительный результат. Помните о том, что ремонт бесперебойника из-за вовремя не убранной пыли может обойтись в значительную сумму.

Способна ли профилактика сократить ремонтный бюджет

Практика организации систем бесперебойного электроснабжения показала, что профилактическое обслуживание ИБП в регламентированном объеме обходится в 3–5 раз дешевле среднего ремонта, вызванного аварийным выходом устройства из строя.

Своевременная очистка от пыли, замена комплектующих, выработавших эксплуатационный ресурс, позволяет предотвратить катастрофическое развитие событий, при котором восстановление работоспособности устройства будет невыполнимо по техническим причинам или нецелесообразно с экономической стороны.

Помните и о том, что несвоевременное обслуживание снижает надежность UPS, ухудшает защиту обслуживаемого оборудования. В результате возрастает риск его выхода из строя, утери важной информации, нарушения технологических процессов на производстве. По этой причине отказ от техобслуживания повлечет за собой ущерб, во много раз превосходящий стоимость не только ПО, но и ремонта.

С какой периодичностью стоит проводить ПО

Основной критерий, на который стоит опираться, разрабатывая график профилактического обслуживания бесперебойников, это рекомендации производителя. В зависимости от класса и номинальной мощности ИБП потребуется выполнение профилактических работ каждые 6–12 месяцев, такая периодичность принята большинством брендов.

Но, следует понимать, что межсервисный интервал зависит и от условий, в которых эксплуатируется UPS. Если речь идет о домашнем бесперебойнике, обслуживающем личный компьютер, то рекомендованной периодичности будет достаточно.

Другая ситуация складывается с мощными ИБП промышленного класса. Они работают в условиях повышенной температуры окружающего воздуха, влажности, запыленности. Воздействие этих внешних факторов приводят к тому, что более целесообразен график ПО, предполагающий проведение профилактики ежеквартально.

Профилактика ИБП — блажь производителей или суровая необходимость

Комплекс мероприятий, которые входят в профилактическое обслуживание

Основная цель ПО — определение фактического состояния блоков источника бесперебойного питания, предотвращение воздействия внешних негативных факторов, своевременная замена комплектующих, выработавших рабочий ресурс. В стандартное профилактическое обслуживание входят:

  • Проверка работы ИБП в штатном режиме при помощи встроенных средств контроля и сигнализации.
  • Анализ информации, хранящейся в памяти оборудования, мониторинг тревог и событий, которые произошли с моменты предыдущего ПО.
  • Осмотр внешней проводки, подключения к сети и оборудованию, проверка целостности корпусов блоков.
  • Частичная разборка, очистка от пыли и загрязнений, визуальная проверка основных узлов и блоков ИБП.
  • Мониторинг и при необходимости регулировка блока зарядки, инвертора, выпрямителя, блока управления.
  • Проверка работоспособности системы внутренней диагностики, контроля и управления.
  • Осмотр и проверка параметров аккумуляторных батарей, мониторинг основных электрических показателей, при необходимости калибровка.
  • Замена деталей, комплектующих, выработавших ресурс или при появлении признаков выхода из строя в ближайшее время.

По результатам работ оформляется регламентированная документация, составляется заключение о фактическом состоянии оборудования. Если требуется, разрабатывается перечень мероприятий, выполнение которых необходимо для поддержания источника бесперебойного питания в рабочем состоянии.

Обратите внимание — при проведении профилактики осуществляется и проверка при помощи специализированного программного обеспечения. Такой подход позволит оптимизировать систему бесперебойного питания к существующим условиям эксплуатации.

Делать самому или заключить договор с сервисным центром

Практика показала, что персоналу предприятий стоит доверять обслуживание бесперебойников только в рамках ежедневных и ежемесячных ТО. Более серьезные профилактические работы целесообразно делегировать специализированным сервисным компаниям.

Такой подход оправдан по следующим причинам:

  • Профилактика выполняется в строгом соответствии с требованиями производителя.
  • Комплекс мероприятий определяется технологическими картами, о соблюдении которых персонал предприятия обычно не задумывается.
  • Все работы проходят под контролем инженерно-технических работников, опыт которых позволяет даже по косвенным признакам определить фактическое состояние ИБП.
  • Представители сервиса, с которым заключен договор на обслуживание и ремонт, заинтересованы в качественном проведении профилактики, ведь такой подход сократит расходы на восстановление работоспособности при выходе из строя в результате поломок.

Еще раз напомним, что стоимость профилактики бесперебойника существенно ниже цены даже среднего ремонта, поэтому не стоит экономить на этой статье расходов.