Все аккумуляторные батареи, независимо от типа конструкции, обладают ограниченным рабочим ресурсом. Если для частных владельцев никаких проблем с утилизацией не возникает, то организации должны выполнять нормы списания АКБ, придерживаться определенной процедуры. Иначе снять с баланса поврежденную батарею не удастся. Попробуем разобраться, какие неисправности аккумуляторов для списания подходят, как правильно все оформить документально.

От чего зависит срок службы АКБ

Срок службы аккумулятора зависит от его конструкции, интенсивности эксплуатации, условий, в которых он используется. Практика показала, что на автомобильном транспорте средний рабочий ресурс АКБ не превышает 2,5 лет. А если пробег будет более 70 тысяч километров в год, на срок службы уже сократится до полутора лет.

Если говорить об аккумуляторах, используемых в источниках бесперебойного электроснабжения, то обычно они служат не более 3–5 лет. Этот показатель зависит от частоты перехода на автономное питание, правильности технического обслуживания.

Причины списания аккумуляторных батарей

Основные неисправности аккумуляторов

Если рассматривать основные причины списания АКБ, то можно выделить 6 основных проблем, при которых требуется замена батареи:

  • Увеличенный саморазряд, который чаще всего возникает из-за некачественного или загрязненного электролита. Практика показала, что дефектные АКБ теряют до 1,5% своей емкости в день, то есть, за две недели батарея способна потерять до 20–30% емкости. Значительный саморазряд — основная неисправность аккумуляторной батареи для списания.
  • Сульфатация, при которой на пластинах появляются кристаллы сульфата свинца. В результате сокращается площадь пластин, что приводит к снижению емкости. Если вовремя обнаружить признаки такого дефекта, то батарею еще можно реанимировать путем нескольких циклов заряда-разряда. Если проблема застаревшая, то АКБ остается только менять.
  • Короткое замыкание из-за разрушившихся пластин, перезаряда. Такая батарея восстановлению не подлежит.
  • Окисление клемм, вызванное высоким процентом серной кислоты в электролите. Вызывает повышение сопротивления, устраняется зачисткой и контролем плотности используемого электролита. Такие дефекты аккумуляторных батарей для списания не подходят.
  • Переполюсовка, вызванная неправильным подключением к устройству. Если перепутать клеммы, то в большинстве случаев восстановить такую батарею уже не удастся.
  • Повреждение корпуса, появление трещин, нарушение герметичности — все эти причины дают официальный повод для списания аккумулятора.

Причины списания аккумуляторных батарейНеисправности АКБ для списания

Основные дефекты АКБ при списании определяются исходя из инструкций, действующих в конкретной организации. Если говорить об автомобильных аккумуляторах, то причины их списания определены в РД-3112199-1089-02. В перечень входят:

  • Снижение объема электролита, используемого в необслуживаемых аккумуляторах.
  • Появление трещин и повреждений корпуса, которые нельзя устранить.
  • Если в ходе проверки нагрузочной вилкой на протяжении 6-7 секунд напряжение снижается до показателя в 9,6 В (для 12-вольтовых аккумуляторов).
  • Уменьшение пусковых показателей до уровня, который ниже определенного в ГОСТ 951-91 значения.

Увидеть явные причины списания аккумуляторных батарей с примерами можно на следующем видео:

Как осуществляется списание аккумуляторов

Перед списанием и снятием с баланса аккумуляторы осматривают, проверяется емкость. Если выявлены подходящие дефекты аккумуляторных батарей для списания, то результаты осмотра оформляются дефектным актом. Найти пример такого акта можно в Приложении 3 руководящего документа РД-3112199-1089-02. Если в организации используются собственные инструкции, то форма акта утверждается руководителем.

В бухгалтерии аккумуляторы проходят по забалансному счету 9. После оформления дефектного акта батареи должны передаваться в специализированные организации, оказывающие услуги по утилизации. Только после получения документов, что мероприятия по утилизации АКБ выполнены в соответствии с действующими нормативными требованиями, можно будет списать и снять с баланса отработавшее свой ресурс устройство.

Причины списания аккумуляторных батарей

Как проверить исправность АКБ

На практике применят несколько основных способов проверки аккумуляторных батарей. Самый эффективный — при помощи подключения к нагрузочной вилке. Для этого проверяют выходное напряжение без нагрузки, записывают полученные показатели. Нажатием кнопки подключают нагрузку на 5–7 секунд, после чего повторно измеряют напряжение. Если показатель не менее 10,3 В для 12-вольтовой батареи, то такая АКБ считается исправной и способной держать заряд на 100%. Если значение ниже 9,5 В, то стоит задуматься о замене и списании, так как саморазряд у нее уже будет повышенным.

Автомобильные аккумуляторы можно проверить при помощи мультиметра, рассчитанного на напряжение не менее 20 В. Для этого выкручивают свечи из цилиндров, замеряют показатель напряжения, прокручивают двигателем стартером, продолжая контролировать вольтаж. По величине падения напряжения и определяют способность батареи держать заряд. Оценка исправности проводится по тем же значениям, что и при проверке нагрузочной вилкой.

Если под рукой не оказалось обычного вольтметра, то можно использовать зарядное устройство со встроенным индикатором. Порядок проверки точно такой же, но следует помнить, что зарядное устройство при этом нельзя подключать в сеть.